Можешь наступать — наступай, не можешь наступать — обороняйся, не можешь обороняться — беги, не можешь бежать — сдавайся, не можешь сдаваться — умри.
СЫМИ, писатель и философ XVIII в.
Тогда, когда ушу еще было искусством, обучение мастера в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет. Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы — наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т. д.
Человек, порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.
Поиск гармонии с миром и самим собой
Привести в порядок свой внешний облик, воспитать у себя добродетель, быть таким гуманным, таким справедливым, как Земля…
ГУАНЬ ИНЬ ЦЗЫ, X век
Боевые искусства Востока: китайское ушу, корейское тэквондо, японское дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, каратэ, вьетнамское вьетводао и многие другие национальные виды борьбы предстают перед нами как ни на что не похожий мир, как уникальная самобытная культура. Овладеть ими в совершенстве — это значит приобщиться к тысячелетней традиции, уходящей корнями в глубинные пласты культуры древних цивилизаций Востока, у которых понятие «воинские искусства» наделялось совсем иным смыслом, нежели на Западе, являясь сплавом физических упражнений и философского учения.